Пройдёт меньше десяти лет — и картина получит клеймо: «Лакировка действительности времён культа личности». И впрямь, художник облагораживал действительность изрядной дозой глянца. Возможно, он несколько пересластил. И даже омолодил своих героев.
Василий Ефанов. И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми. 1947
В послевоенное время, когда Василий Ефанов создавал эту картину, вожди выглядели старше, на лице Сталина с первых дней Великой Отечественной оставалась печать переутомления.
Стиль художника-лауреата Ефанова — праздничная бесконфликтность. Его картины напоминают самые помпезные театральные постановки того времени: с богатыми декорациями, неисчислимой массовкой и статными героями. Правда, на этой картине народные массы отсутствуют. Героев окружают только дети. Ребятам нравится прогуливаться в компании Сталина и Молотова. Если уж дети им доверяют, взрослым сие и подавно положено… Такой психологический подтекст можно рассмотреть в этом сюжете. Хотя нет уверенности, что художник имел в виду именно это. Но несомненно, что он создавал праздничную, лучезарную картину с прославлением действующей власти.
Ефанов аккуратно следовал сложившимся канонам, которые, например, позволяли в жаркий день надеть лёгкую рубашку на Молотова, при этом Сталина рекомендовали изображать в классическом френче и сапогах. Молотов улыбается с ребячливой открытостью, Сталин добродушно на него взирает. И кажется, что им сейчас не до политики. Что главное для них в этот день — сходить с детишками на речку, половить бабочек… Полевые цветы, вожди, сачки — такова летняя идиллия художника Ефанова. Особенно приятно поглядеть на эту картину в крещенские морозы.
http://arionablog.livejournal.com/433375.html
Свежие комментарии