Второго марта 1565 года, родился Иван Болотников, которому было суждено сыграть очень важную роль в кровавой истории русской смуты...
Конечно, все со школьной скамьи помнят двух Лжедмитриев, но не все знают, что был ещё «промежуточный» Лжедмитрий, а после второго и третий, а также Илейка Муромец, Лжецаревич Фёдор, Лжецаревич Август, Лжецаревич Лаврентий, Осиновик, Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка.
При этом не все они выдавали себя за чудом выжившего Димитрия, некоторые просто называли себя наследниками, которых в реальности не было вовсе. Каждый из этих персонажей по своему интересен, но даже на этом фоне особняком стоит легендарный Иван Болотников, который себя ни за кого не выдавал, однако в истории русской смуты сыграл одну из главнейших ролей.
С самого рождения младенец, наречённый Иваном, привлёк к себе внимание – он родился... с зубами. Это встречается крайне редко, и обычно заканчивалось для новорожденных печально - их считали порождением дьявола, и тут же умерщвляли. Ивану повезло, родители тайно, под покровом темноты, увезли ребёнка к дальним родственникам, жившим отшельниками в лесу, где мальчик рос среди зверей, подобно киплинговскому Маугли. Став старше и поступив на службу к князю Телятевскому-Хрипуну, Иван не знал равных в кулачных боях, ловкости и отваге. У каждого князя имелись свои боевые холопы, и частенько княжеские споры заканчивались схваткой телохранителей. Иван Болотников легко справлялся с тремя и более противниками, в бою он был неистов - таких людей викинги называли берсерками. Они не знают страха и жалости к врагам, могут рубиться с яростью льва, а потом падают обессиленные с пеной на губах...
Много людей изрубил своим мечом Иван, слава о его отваге разнеслась по округе.
И тут появилась она. Марфушка. Писаная красавица, сводившая с ума и бояр и холопов. Одна из стрел Амура не минула и Ивана, он без ума влюбился. Чувства были взаимными, молодые собирались обвенчаться.
Но, как это часто бывает… Ваня застал её, свою Марфушку с другим, закипела кровь берсерка.
Утром дворовые люди князя Телятевского с ужасом обнаружили два обезглавленных тела…
Иван Болотников подался в бега, он шёл на юг, к казакам. Туда массово убегали лихие люди со всей Московии, воры и душегубы, разбойники беглые крепостные. Казаки принимали всех, и любой злодей, влившись в их ряды, становился казаком.
Иван чувствовал себя, как рыба в воде. Лихие разбойничьи налёты, грабежи. Молодой отважный, не знающий жалости Болотников быстро завоевал авторитет среди таких же оторв, как он сам. Везде он был первым, много купцов погибли от его острой сабли.
Бесшабашная отвага его и подвела. Сцепились казаки с отрядом крымчаков, да силы были не равны. Стрелой уносили кони степных разбойников прочь, и только Болотников бился один с десятком татар. Истекая кровью, упал он на тела поверженных им же врагов, но и тут судьба пожалела его. Никогда ещё татары не встречали такого витязя, не стали его добивать. Связали кожаными ремнями и забрали с собой. Богатырское здоровье не подвело, раны зажили. И повезли Ивана на невольничий рынок.
Турки с удовольствием покупали рабов-московитов, обычно они отличались силой и выносливостью.
Так Иван попал в турецкое рабство на галеры. Прикованный цепью, он без устали махал тяжеленным веслом и ждал момента…
Шли долгие месяцы, и момент настал! На турецкие галеры напали венецианцы, завязался бой. Турок всех перебили, освобождённые рабы голыми руками добивали своих недавних хозяев. Более других усердствовал здоровенный московит, ловким движением могучей руки, вырывавший кадыки у несчастных турок.
Такие люди были нужны венецианцам, они сразу приметили Ивана. Так, бывший боевой холоп князя Телятевского попал в сказочную средневековую Венецию. Там он проживал в немецком торговом подворье Фондако деи Тедески. Сегодня его должность называлась бы «начальник службы охраны», или «директор по безопасности» )
Это была блестящая карьера, варвар из далёкой Московии оказался очень способным малым. Прошло два года…
Ивана тянуло домой, он ловил любые весточки с Родины в пересказах заезжих купцов. А рассказывали они интереснейшие вещи. Оказывается в Московии великая смута поднялась, брат пошёл на брата, кровь лилась рекой.
Но, ведь это родная стихия Ивана, он принимает решение во что бы то ни стало попасть домой.
Морем, с немецкими купцами он попадает в Германию, потом берёт курс на Польшу.
Здесь он узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве во время его отсутствия. Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Димитрия, а это был так называемый промежуточный самозванец - дворянин Михаил Молчанов —один из убийц семьи царя Бориса Годунова, его npоэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный воин, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников-злодеев. Когда Болотников ответил, что он готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: «Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю и шубу... и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими тысячами войск, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью божией попытаешь счастья против моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в Польше... видел и говорил со мной и получил из моих рук это послание». С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью, так как возбужденные путивляне твердо поверили, что Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал и жив и что они поэтому тем горячее будут бороться против изменников, и ради него, Дмитрия, не пожалеют своей крови и имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий, а снова поставленный от Польши самозванец.
По пути следования к войску Болотникова присоединялись всё новые и новые полки, в его войско влились отряды воеводы Истомы Пашкова и князя Шаховского, они громили всех, кто попадался на их пути.
Москвичи уже готовы были подчиниться Болотникову, прося только показать им царевича Дмитрия, и даже начали с ним переговоры. Но Дмитрий так и не явился. Многие стали выражать сомнение в существовании Дмитрия и переходили на сторону Шуйского. В самом войске Болотникова произошел раскол: один лагерь составили дворяне и боярские дети, другой — холопы, казаки и прочий люд. У последних в предводителях был Иван Болотников, у первых — Истома Пашков и братья Ляпуновы. Между вождями возникли разногласия, в результате на сторону Шуйского перешли сначала Ляпуновы, а затем Истома Пашков.
Шуйский захватывает в плен шесть тысяч казаков. Их зверски казнят в Москве. Исаак Масса описывает это действо:
Каждую ночь из острога выводили по сто человек казаков, и как на скотобойне огромной дубиной били по голове одного за другим. Тела убиенных, оставляя кровавый след, тащили к реке, и бросали в прорубь под лёд…
Болотников с верной ему гвардией сопротивлялся, ему активно помогали жители Коломны, принявшие его сторону. Но, силы были не равны.
И тут, в самый решающий момент на помощь Ивану пришёл … его бывший хозяин князь Телятевский с дружиной. Он обрушил мечи своего войска на войско Шуйского, Болотников был спасён. Одновременно в армию влилась дружина под водительством ещё одного самозванца – Илейки Муромского. Все они встали под знамёна Ивана Болотникова.
Армия Болотникова занимает Тулу, но тут появляется талантлевейший полководец Скопин-Шуйский, который отсекает и наголову разбивает отряд князя Телятевского, а Иван Болотников оказывается запертым в тульском кремле.
Начинается многомесячная блокада. Заканчивается еда, не хватает воды. Осаждённые отказывются сдаваться, предпочитая смерть. Они сознательно выбирают каннибализм , отказываясь капитулировать. В пищу идут тела тех, кто от изнеможения теряет сознание, город представляет из себя страшное зрелище.
Скопин-Шуйский недоумевает – так долго выдержать осаду невозможно, это выше человеческих сил. И тогда он строит запруду и разлившееся речка Упа затапливает тульский кремль.
Блокадники не имея капли питьевой воды и сил к сопротивлению сдаются на милость победителя.
Ивана Болотникова привозят лично к Василию Шуйскому.
Болотников рассказывает Царю историю всей своей жизни. И о трагичной любви, и о вольной казацкой жизни, и о турецком плене, и чудесном освобождении, о сказочной Венеции, и суровых германских замках. И конечно, о самозванце Димитрии, которому он поклялся служить…
Иван Болотников становится на колени перед царём, и говорит тому, что как верой и правдой служил тому, кому верил и присягал, так же готов служить и ему.
Старый князь Василий понимает, что такой человек, верный данному слову, прошедший через такие испытания его не предаст.
Но, его окружение понимает, что личность подобного масштаба со временем может стать на пути у многочисленных фаворитов Шуйского.
И втайне от царя, они ночью вламываются в острог, где содержится Иван, и выкалывают ему глаза. Связав руки, слепого, они везут к реке, где обезглавив тело, топят в реке.
Так заканчивается жизнь баловня судьбы, советской историографией записанного в вожди крестьянского восстания, Ивана Исаевича Болотникова, одного из самых ярких персонажей российской смуты…
Свежие комментарии