Примерно два года назад я писала о том, как вынуждена была поменять работу. Чуть меньше года проработав в государственной фирме, я ушла, поскольку меня не устраивала зарплата. Теперь я уже год и два месяца работаю в коммерческом ВУЗе. Не могу сказать, что прошедшее время было полностью спокойным, но вполне достаточно мирным и даже скучным - тихое такое болотце.
Однако внезапно произошло ЧП.Лирическое отступление, для ясности. В прошлом году СМИ сообщили, что из закона об образовании был исключен термин «образовательные услуги», поскольку он не отражает роль педагога или преподавателя в процессе обучения детей и молодежи, а также не позволяет правильно рассматривать сферу образования как услугу. Ну, то есть платные ВУЗы есть, а образовательных услуг нет. Итак, в учебный отдел пришла студентка с просьбой о помощи в авторизации в нашей местной учебной электронной системе. Это программа, которая содержит информацию о студентах, их работах, учебных материалах, видеороликов с лекциями. Студентка, девушка из Узбекистана, с трудом подбирая слова, объясняла сотруднице учебного отдела, которую я назову Софьей Викторовной, что она пыталась зайти в систему, но безуспешно. Я случайно оказалась в комнате в тот момент, когда она уходила, и услышала, как Софья Викторовна говорила, что не зафиксировала ни одного входа в аккаунт.
В принципе, такие ситуации, когда студенты, а иногда и преподаватели, обращаются за помощью в учебный отдел, не являются необычными. В фантиковых ВУЗах учатся люди разных национальностей, и не все из них, объективности ради, отличаются высоким интеллектом. Они посещают занятия не для того, чтобы получить знания, а чтобы получить диплом о высшем образовании. В платных институтах есть не только бакалавриат, но и магистратура и даже аспирантура. Кстати, осенью прошлого года при поступлении в последнюю, по понятным причинам, произошел большой наплыв учащихся мужского пола. Однако наличие магистратуры и аспирантуры не означает, что нужно учиться усердно. В платном ВУЗе никто не станет отчислять нерадивого студента, который раз в полгода перечисляет на счет института плату за обучение.
Случай со студенткой из Узбекистана оказался из ряда вон выходящим. Примерно через 15-20 минут мне понадобилось вернуться в учебный отдел. На этот раз с Софьей Викторовной разговаривала мать студентки. Оказалось, что девушка очень плохо знает русский язык, и ее мать сопровождает ее на занятиях, видимо, чтобы синхронно переводить лекции на родной язык. Похоже, Софью Викторовну допекли эти две женщины, поскольку она высокомерно сказала: «Если вашей дочери здесь сложно учиться, может, вам стоит выбрать учебное заведение попроще?» Гостья из Средней Азии в ответ очень сильно обиделась, прокричала что-то на тему, что им в этом институте никто не желает помогать, и выскочила из кабинета.
После этого мать с дочерью направились к ректору и нажаловались на Софью Викторовну, которую тут же вызвали в святая святых и отчитали прямо в присутствии этих двух женщин. Конечно, руководство было возмущено. ВУЗ платный, мы все обеспечиваем студентам гладкость и бесперебойность учебного процесса, а эта конкретная сотрудница вместо того, чтобы улыбаться и разбираться с проблемой студентки, внезапно стала способствовать тому, чтобы девушка забрала документы из института и перестала приносить прибыль. Но на мой взгляд, верх бестактности — отчитывать сотрудника в присутствии жалобщиков. Лучше бы распеканции устраивали наедине.
После инцидента Софья Викторовна в ярости устроила демарш, написав заявление об уходе. Она швырнула его на стол в отделе кадров и гордо ушла домой, сказав, что заберет свои вещи как-нибудь позже. Ее начальник ходил к ректору и объяснял, что Софья Викторовна — очень квалифицированный и опытный работник, замену которому сложно найти. Ректор заверил, что не отпустит ее.
Затем к нам вдруг явилась проректор и начала интересоваться у женской части коллектива, что представляет из себя Софья Викторовна как человек. Начальник учебного отдела - мужчина, и к сплетням он не расположен, а по-другому я не могу назвать то, что нужно было знать проректору. Женщины, которые давно работают в институте, рассказали, что Софья Викторовна — человек настроения. Она не склонна кричать на окружающих, но иногда может сказать что-нибудь язвительное, для некоторых это просто невыносимо. Проректор также опросила других сотрудников, и выяснилось, что три преподавательницы гуманитарных курсов тоже пострадали от ее высокомерия.
На этой неделе Софья Викторовна вернулась на работу. Оказалось, она взяла несколько дней в счет отпуска, сказавшись больной. Это было сделано весьма дипломатично, чтобы предвидеть возможные уговоры остаться на работе. Весь день она ходила притихшая, с видом обиженной девочки. На совещании, которое состоялось еще позавчера, всем начальникам дали ценное указание донести до всех сотрудников, что со студентами нельзя разговаривать на повышенных тонах и уничижительно.
Это понятно. Словосочетание «образовательные услуги» многим не нравится, так как не соответствует самой концепции образования. Тем не менее, подобно работникам сферы услуг, мы должны быть вежливы и улыбаться студентам, какими бы глупыми они нам ни казались.
Кстати, относительно уничижительного обращения. Читать нотации сотруднику в присутствии обиженных клиентов — это также недопустимо. Да, Софья Викторовна «покусилась» на прибыль, получаемую от бизнеса, но, еще раз, это стоило бы сделать наедине. Иначе студенты быстро поймут, что к сотрудникам института можно относиться пренебрежительно. Я не знаю, извлекло ли руководство урок из демарша дамы из учебного отдела и умеет ли оно извлекать уроки. Но что касается рядовых сотрудников института, грубо, высокомерно и на повышенных тонах обращаться со студентами теперь чревато.
Вечером один из сотрудников учебного отдела глубоко вздохнул и сказал: я полагал, что та студентка с мамашей - это дно, но оказалось, снизу постучали. Явилась еще одна девушка откуда-то из Средней Азии, которая не могла зайти в учебную систему на новом ноутбуке. Она обиженно заявила, что учебная система плохая. Однако выяснилось, что проблема заключалась в том, что она не умеет работать с клавишей CapsLock и переключаться с русской на английскую раскладку. Ей явно пригодились бы знания из школьного курса по информатике для шестого класса.
В торговом комплексе «Город локомотивов» можно купить кухонный гарнитур. Здесь большой выбор кухонь в Оренбурге.
Свежие комментарии