На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Никогда не унываю

6 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Петрова
    И зачем тогда наши военные так берегут это население, которое от ненависти задыхается???? Эта жалость тормозит их раб...Главная причина, ...
  • Ольга К
    Разбитый БТР ВСУ. Нефиг было оказывать сопротивление.Фотохроника 24 фе...

Царь-танк: огромный, бессмысленный и беспощадный

Весной 1915-го года жителей села Орудьево Дмитровского уезда ждал неприятный сюрприз. Лес, который начинался буквально за околицей, был объявлен запретной зоной. Вооруженные патрули, колючая проволока, и таблички с надписью «Стой, стреляю!». Но смелых и любопытных это не останавливало. То, что они видели в лесу, впечатляло надолго.

царь-танк

Примерно за полгода до этих событий на стол российского императора Николая Второго легло письмо. Некий инженер Николай Лебеденко предлагал построить боевую машину, которая, по его словам, изменит ситуацию на русско-германском фронте. К письму прилагались чертежи и расчеты.

Это было нечто. Никому доселе неизвестный конструктор, предлагал создать самый большой в мире танк. Его тактико-технические характеристки опережали свое время.

Длина корпуса – почти 18 метров (17 800 мм). Ширина – 12 метров. Тип брони – стальная катаная. Тип двигателя – «Майбах»: авиационный, карбюраторный, высокооборотный. Вооружение – два капонирных орудия калибра 76,2 с боекомплектом на шестьдесят выстрелов, плюс несколько пулемётов «Максим» калибра 7,92 с боекомплектом от восьми до десяти тысяч патронов. Экипаж – 15 человек.

Смелый проект государю понравился. Николая Лебеденко пригласили в Зимний Дворец. Инженер явился с подарком – деревянной моделью будущего танка - и устроил весьма оригинальную презентацию. Конструктор завел этот прототип машины с пружинным движителем от обычного граммофона и отпустил. В результате потрясенный монарх увидел, как игрушка резво бегала по ковру, преодолевая различные препятствия, легко забралась на несколько сложенных друг на друга книг. Вместе с инженером Лебеденко государь больше получаса, словно младенец, в буквальном смысле ползал «на карачках» по своей резиденции, катая по полу чудаковатую машинку. Находясь под впечатлением от этого «чуда», Николай выделил инженеру огромную по тем временам сумму денег - 210 тысяч рублей.

В результате проект получил высочайшее одобрение, а заодно и необычное прозвище - «Нетопырь». Когда игрушечную модель танка держали за заднее колесо, то она и вправду напоминала по форме летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры.

Царь Николай II решил оставить макет будущего танка у себя, пообещав при этом, что лично будет следить за ходом строительства железного гиганта.

царь-танк

Через несколько месяцев машина была готова. Масса и размеры танка действительно поражали. Стальной монстр высотой с трехэтажный дом весил шестьдесят тонн. Его ходовая часть напоминала огромный пушечный лафет: два почти что колеса обозрения на поперечной балке, железная платформа, и массивный хвостовик с небольшим поворотным катком. Это третье колесо, имевшее гораздо меньший диаметр, стабилизировало монстра. На платформе были установлены пулеметные башни. Одна – посредине, и две – по бокам. Проектная скорость новой боевой машины по шоссе составляла 17 километров в час. Как выяснилось, чудо-машина превзошла размерами самые крупные танки Второй мировой.

Описанная конструкция могла решить проблему перемещения танка по полю боя посредством реализации очевиднейшей идеи – просто переезжать все, что попадается на пути. Корпус машины был слабо бронированным и поднимался вверх на несколько уровней, на которых должны были располагаться солдаты, ведущие огонь из винтовок и пулеметов.

После монаршего вердикта работы шли быстро - уже в мае 1915 года агрегат начали собирать в лесу неподалеку от подмосковного Дмитрова. 27 августа (9 сентября) провели первые ходовые испытания. По воспоминаниям очевидцев, царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила. Девятиметровые колеса «ломали березы, как спички». Рев мощных трофейных двигателей, снятых с подбитого германского дирижабля, слышали за десятки километров.

Танк проехал пару километров и внезапоно встал - задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Оказалось, в мягком грунте увяз небольшой - всего-то полтора метра - задний каток. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Комиссия дала заключение – танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и его решили свернуть.

Понимая, что нет в мире тягачей, способных вытащить монстра, экипаж попытался выкарабкаться силами собственных двигателей, но увязли еще глубже. Да и, кроме гигантских размеров, способных внушить ужас неприятелю, ничем больше поразить танк не мог. Выяснилось, что обычный залп шрапнели по спицам колеса гарантированно выводил машину из строя. Кроме того, большие размеры и медленная скорость передвижения (до 17 км/ч) делала его просто идеальной мишенью для вражеских артиллеристов. Также на этапе строительства прототипа стали очевидны проблемы практического плана, вызванные странной конфигурацией машины. Огромные колеса танка катастрофически сужали сектор обстрела для экипажа, в то время как сами они были уязвимы для вражеского огня.

В результате высокая комиссия закрыла проект, указав на уязвимость танка, его дороговизну, конструктивные недочеты, тонкую броню, невозможность изготовить двигатели такой мощности силами отечественной промышленности… Словом, тупиковый проект. Как и большинство проектов эпохи, когда инженеры вслепую нащупывали правильные решения при разработке самолетов, подводных лодок да и просто автомобилей.

До 1917 года царь-танк стоял под охраной на том месте, где застрял. Сдвинуть его с места не было никакой возможности. Хотя отчаянные попытки неоднократно предпринимались. Потом про него забыли. Лишь в 1923 году, уже при новой власти, вспомнили и разобрали на металлолом.

И все же история самого большого в мире танка на этом не закончилась. В 1956 году историю создания Царь-танка описал в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)» Александр Бек. Под фамилией Бережков описан Николай Лебеденко.

В 70-е журнал «Техника - молодежи» посвятил ему знаменитый центральный разворот.

В XX столетии известный американский режиссер, создатель культовой фантастической саги «Звездные воины» Джордж Лукас настолько вдохновился проектом русского Царь-танка, что придумал на его основе межпланетный дроид-танк «IG-227 Hailfire» типа «Огненный град». Правда, при этом американский аналог не имел заднего катка, а огромные колеса танка находились под углом друг к другу.

царь-танк

В 2018 году в подмосковном Музее танка Т-34 группа энтузиастов воссоздала полноразмерный макет танка по оригинальным чертежам.

У нас есть никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол, а в Оружейной палате хранится никогда не ездившая Царь-карета, подаренная Екатерине II ничего не знавшими о наших дорогах иностранцами. Танк Лебеденко, или, если называть этого монстра точнее, колесная боевая машина «Нетопырь», «Летучая мышь», «Мамонт», - продолжение коллекции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх